Проблемы качества продукции были актуальны в бытность социалистической системы хозяйствования, и в наши дни. Преемственность этой темы определяется еще и тем, что многие технические нормы, которым должны соответствовать окружающие нас товары и предлагаемые услуги,были разработаны настолько давно, что в некоторых своих постулатах устарели и морально, и физически. Одноко практика огульного отрицания всего, что породило предшествовавшее нашему государство, неприменима в условиях, когда отказ от старого без внедрения нового может породить опасность для самой жизни и здоровья людей и сохранности окружающей среды.
Для решения этих проблем в Украине в начале 90-х годов создана государственная система УкрСЕПРО и был введен в действие механизм проведения сертификации и услуг.
О целях и специфике сертификации строительной продукции в Украине мы побеседовали с Сергеем Борисовичем Маркитаненко, директором органа по сертификации "УкрЦИВIЛЬСЕПРОБУД".
- Сергей Борисович, для чего необходима сертификация продукции?
Основная цель сертификации — это независимое подтверждение соответствия продукции действующим в Украине нормам. При этом задача органов по сертификации, проведя испытания и познакомившись с изделием или производством, сделать вывод об их качестве, готовности предприятия выпускать продукцию, соответствующую требованиям нормативов.
На сегодняшний день существует сертификация обязательная и добровольная. Обязательная сертификация определяется списком Госстандарта, в который входит перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Например, в области строительства это 30 позиций. В этом перечне указываются нормативы, которым должны соответствовать продукция или услуги, и те параметры, которые подлежат сертификации. То есть, идея сертификации — защита граждан и окружающей среды от потенциально негативного воздействия товаров и услуг.
- Какова процедура прохождения сертификации?
Есть несколько схем проведения сертификации. Сертификат на единичное изделие можно получать в ситуации, когда выпускается уникальная строительная конструкция или изделие. Второй вариант — сертификат может быть выдан на партию изделий, допустим, окна для одного здания. Или же предприятие может получить долгосрочный сертификат на серийно выпускаемую продукцию. В последнем случае на всем протяжении срока действия сертификата орган по сертификации продолжает контролировать предприятие, осуществляя технический надзор.
Начальный этап — подача заявки в органы по сертификации. С этого начинается процесс сотрудничества органа по сертификации и предприятия-изготовителя. Следующий шаг — это приход на предприятие комиссии. В ее компетенции — разобраться, как налажена работа, как контролируется входное сырье, как производится продукция, контролируются этапы производства, кто за что отвечает, как ведется документация. Часть продукции, которая в этот момент изготавливается, отбирается в качестве образцов, отправляемых для испытаний в лаборатории. Получив протоколы испытаний из лабораторий и проанализировав выводы комиссии, орган по сертификации делает вывод о возможности выдачи сертификата.
- Каковы сроки проведения работ по сертификации?
Обычно 1-1,5 месяца: примерно неделя после подачи заявки уходит у органов по сертификации на подготовку, заочное получение необходимой информации, ознакомление с нормативами на продукцию, которую предстоит сертифицировать. Потом комиссия приезжает на производство, знакомится с его спецификой, степенью налаженности всех процессов. Порядка недели-двух необходимо для проведения испытаний. Еще неделя нужна для анализа результатов и подготовки выводов.
Многое зависит от готовности предприятия и вида продукции, отсылаемой на испытания. Например, испытания окон в лаборатории поводятся в течение 7-10 дней. Некоторые испытания требуют до 30 суток и более.
- Сколько стоит сертификация?
В целом, работа по сертификации состоит из двух частей. Это услуги органа по сертификации и стоимость испытаний.
Стоимость испытаний зависит от вида продукции и перечня проводимых испытаний. Если это касается окон, то в Киеве работают три-четыре лаборатории, стоимость испытаний в которых колеблется от 3,500 до 6000-7000 гривен. Столь существенное различие определяется калькуляцией работ. Если это новая лаборатория, испытания могут стоить дешевле, потому что на ней не лежит бремя накладных расходов крупного НИИ. Испытательные центры в рамках больших структур (различные НИИ), как правило, оценивают услуги дороже. Это объясняется и классом оборудования, которое в больших институтах более совершенное, и широким спектром их услуг, и квалификацией персонала, и теми же накладными расходами.
Ценовой подход к услугам органа по сертификации регулируется Госстандартом Украины (ныне — Госпотребстандарт Украины) и в среднем оценивается в 10 человеко-дней. В цифрах это представляет собой условную дневную зарплату, умноженную на 10, плюс накладные расходы. Отмечу, что это не просто произвольное формирование стоимости — все мотивировано реальной калькуляцией работ. Во-первых, если сертифицируемая фирма выпускает редкую продукцию, орган по сертификации должен подобрать соответствующие нормативы. Во-вторых, требуется специалист именно в этой области, а привлекаемые эксперты традиционно запрашивают большую зарплату. При необходимости заказывается недостающая техническая документация или оплачивается командировка. В сумме все эти дополнительные трудозатраты повышают стоимость услуг органа по сертификации.
- Каков срок действия сертификата?
Обычный срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию - два года. Если предприятие прошло процедуру аттестации производства, сертификат может быть выдан сроком действия до 3 лет. И, конечно, сертификация системы качества производства (серии ISO-9000) позволяет выдавать сертификат соответствия на продукцию сроком до 5 лет.
Работа по сертификации в Украине проводится органами, имеющими аттестат аккредитации, то есть, право на выполнение этих работ. Срок действия таких аттестатов — максимум три года. Испытания образцов продукции проводят специализированные лаборатории или испытательные центры, каждый из которых имеет свой аттестат аккредитации с конкретным сроком действия. Ежегодно работу органов по сертификации проверяют вышестоящие организации, выдавшие этот аттестат.
- Предусмотрены ли льготы предприятиям, проходящим сертификацию не впервые?
По нашим законам понятие повторной сертификации отсутствует. Весь комплекс испытаний проводится в полном объеме. Факт повторной подачи заявки на сертификацию может повлиять только на стоимость услуг органа по сертификации. То есть, если в течение срока действия сертификата мы продолжали сотрудничать с фирмой, регулярно убеждались, что все технологии соблюдаются, документация в порядке, отсутствовали рекламации, то и трудоемкость наших работ в этом случае будет меньше. Соответственно, меньше и стоимость.
- Что означает для предприятия негативная оценка органа по сертификации?
Хочу еще раз подчеркнуть, что органы по сертификации — не контролирующая структура в привычном понимании. Это независимая от производителя и потребителя сторона, которая может компетентно заявить, готово ли предприятие к стабильному выпуску качественной продукции. Негативная оценка продукции предприятия органом по сертификации не означает наложения каких-то штрафных санкций. Всегда есть возможность, исправив недоделки, пройти повторно процесс сертификации. Если предприятие не согласно с решением органа по сертификации — можно подать апелляцию. Или даже обратиться в другой орган по сертификации.
- Возможно ли сфальсифицировать результаты испытаний, скрыв истинные показатели качества товара?
За достоверность результатов испытаний несут ответственность лаборатории и испытательные центры. Они проходят периодическую аккредитацию, получают соответствующий аттестат, который является гарантией качества их работ. Мы до сих пор не сталкивались с такими ситуациями, поскольку работаем с лабораториями, которые хорошо себя зарекомендовали.
Но, к сожалению, фальсификация качества продукции всегда возможна. Сертификат дает ответ на вопрос, насколько хорошо организован на производстве контроль качества продукции. Это квалификационный экзамен для фирмы, показывающий, что данное производство отвечает неким обязательным условиям. И вопрос, насколько фирма будет стараться в дальнейшем поддерживать свое реноме, находится в ее руках.
- Предусмотрены ли законодательством Украины какие-либо санкции к предприятиям, не прошедшим обязательную сертификацию?
Если продукция подлежит обязательной сертификации, а выпускается без сертификата, предприятие платит суммарные штрафы в размере 125% от объема реализованной несертифицированной продукции.
В конце декабря прошлого года в России был принят и с 1 июля 2003 года вводится в действие Федеральный закон "О техническом регулировании", который заменит Закон "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", а также систему межведомственных строительных норм: СНиПы, Своды правил, территориальные строительные нормы, ГОСТы, ВСН, РСН, Технические условия и стандарты предприятий. По новому Закону все многообразие видов обязательных документов заменяется техническим регламентом в виде Закона РФ.
Закон призван устранить необоснованные технические и административные препятствия в развитии предпринимательства, уменьшить бремя обязательной сертификации, упорядочить порядок разработки обязательных технических норм.
Согласно принятому Закону, в качестве обязательных могут устанавливаться технические нормы, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиту имущества граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг. Сохраняется необходимость установления норм по таким вопросам, как создание условий жизнедеятельности населения, эксплуатационная пригодность и долговечность зданий и сооружений, энергосбережение и т.д.
В России с 01.07.03 будет введен в действие Федеральный закон "О техническом регулировании", представляющий собой унифицированный технический регламент. Большинство действовавших до сих пор ГОСТов, СНиПов и т.д. переводится в ранг добровольных. Планируется ли что-то подобное в Украине, и если да, то будет ли в дальнейшем обязательной сертификация оконной продукции?
Хочу отметить, что перечень обязательной сертификации в области строительства включает всего тридцать позиций, — это не так много. И, с моей точки зрения, далеко не все материалы и изделия, которые несут потенциальную угрозу, попали в этот список. На Украине ведется работа по созданию технического регламента по подтверждению соответствия "Строительные материалы", но она достаточно непроста. Хотя бы потому, что в области строительства - это тысячи нормативных документов, и нивелировать их ранг на данный момент было бы неразумно. А на то, чтобы разработать новый технический регламент, требуются годы и огромные средства. И если первое есть всегда, то второго традиционно нет.
- Сергей Борисович, что Вы могли бы пожелать нашим производителям?
Работа в сфере сертификации позволила познакомиться с предприятиями изнутри. Причем, и с украинскими, и зарубежными. Отечественным фирмам, в первую очередь, хочется посоветовать более тщательно следить за организацией системы контроля на производстве.
На предприятии необходимо не только соблюдать технологию, но и каждому сотруднику понимать, за что он отвечает. Четко разработанные инструкции, которые, может быть, и выглядят на первый взгляд, как ненужная бумажная волокита, призваны регламентировать действия персонала и в повседневной работе, и в критических ситуациях. Такая практика сохранилась на предприятиях советского образца, где были проработаны должностные инструкции и еще есть опытные технологи. На новых предприятиях часто встречается ситуация коллективной ответственности — безответственности: когда все хорошо — все и катится по привычному пути. В острых же ситуациях никто не знает, что делать. А документировать процессы производства необходимо. Нужны инструкции по технике безопасности и по технологическим операциям. Если то-то случилось - ты должен то-то и то-то сделать. То есть, нужны правила поведения для соблюдения мельчайших нюансов технологий. Конечно, плохо и то, что фирмы замалчивают наличие у них рекламаций на продукцию. А за границей скрупулезно ведут статистику рекламаций, при этом тщательно разбирают причины их появления — дефекты упаковки или покрытия, проблемы транспорта или комплектации заказа и т.д., и устраняют их. Поэтому в следующем году в такой фирме снижается уровень брака на сотые или десятые доли процента. А это ведь дополнительная прибыль!
В общем, ответственности и скрупулезности нашим производителям пожелать не помешает.
|