Подведение итогов может быть не всегда приятно, но в любом случае познавательно и полезно. Остановиться, оглянуться, осмыслить прошедшее просто необходимо, для того чтобы с уверенностью открывать для себя новые горизонты.
К счастью, уходящий 2010 год оставляет положительные чувства. Наверное, могло бы быть и лучше. И все же основные итоги этого года дают все основания смотреть в будущее с оптимизмом. Ключевым словом, описывающим динамику 2010 года, стало понятие восстановительного роста. Вряд ли его можно назвать органическим, обусловленным системными изменениями в экономике. И никто не может сказать, сколько этот рост продлится – на рынке царит осторожное, но заметное оживление, и какие-то прогнозы аналитики делать избегают, словно боясь сглазить долгожданное оживление конъюнктуры. Такое ощущение, что всем хочется поскорее забыть, как начинался 2010 год.
Первое полугодие 2010: в поисках нижней точки
Первый квартал 2010 года оказался самым депрессивным за все время существования оконной отрасли на постсоветском пространстве. Встал объектный сектор, количество разрешений на строительство, выданных в 2009 году и в первые месяцы 2010 года, исчислялось единицами. Затаился холодной зимой и без того напуганный кризисом частник, на оконных форумах запестрели посты вконец отчаявшихся владельцев и директоров оконных компаний и дилерских точек. Количество заказов стремилось к абсолютному нулю, сокращение объемов сбыта у основных производителей профилей было катастрофическим – более 70%, что никакой сезонностью уже не объяснялось. Главной выставкой года стал немецкий форум Fensterbau Frontale, где жизнь била ключом. Оконную промышленность Западной Европы кризис практически не затронул, а оконщикам Германии даже помог. Федеральное Правительство приняло и реализовало программу активного стимулирования спроса на энергосберегающие технологии, и объемы продаж оконных компаний ФРГ вот уже третий год подряд растут вопреки всем кризисам – отсюда и активная выставочная деятельность. Векторы движения и развития оконных технологий очевидны: это курс на энергоэффективность и все большую технологичность сборки окон, минимизация издержек и производственных расходов. Увеличение монтажной ширины, эксперименты с новыми материалами для профилей и усилителей, установка неопора в камеры на стадии экструзии – все эти новшества на фоне проблем постсоветского рынка казались диковинными излишествами. «Нам бы с кризисом справиться, какая уж тут эффективность», – грустно вздыхали российские и украинские гости, угощаясь вкусным пивом на стенде VEKA. Заверения немецких коллег о неминуемом завершении кризиса всерьез не воспринимались. Как оказалось, совершенно напрасно.
Лето и осень: потеря качества при выигрыше темпа
Грамотный менеджмент, продуманная ассортиментная политика и эффективный маркетинг позволили VEKA не только сохранить, но и укрепить свои позиции на рынках бывшего СССР. Компания наглядно продемонстрировала свою силу и цельность, свою способность противостоять самым серьезным вызовам. Укреплению позиций VEKA во многом способствовало и объединение VEKA Rus и VEKA Ukraine, осуществленное в июне. Цель созданного объединения – более эффективное использование управленческих, производственных и маркетинговых ресурсов для обеспечения долгосрочного успеха компании на рынке и ее органичного роста. «Мы хотим, чтобы лидерские позиции VEKA на всем экономическом пространстве стран СНГ не только сохранились, но и получили новый мощный импульс для дальнейшего развития. Объединение опыта и ресурсов российских и украинского заводов VEKA создает исключительно благоприятные предпосылки для нашего уверенного роста на многие годы вперед», – заявил генеральный директор VEKA Rus Josef Beckhoff.
Несмотря на активный восстановительный рост, ситуация на отечественном рынке светопрозрачных конструкций продолжает оставаться непростой. Хотя рынок от года к году становится все более зрелым и развитым, нельзя не обращать внимания на выраженные демпинговые тенденции со стороны некоторых производителей профилей и комплектующих, что самым пагубным образом сказывается на качестве готовых окон. Особенно наглядно этот процесс проявляет себя у наших соседей в Украине. В июле 2010 года специалисты VEKA Ukraine приобрели у дилеров крупнейших украинских оконных заводов несколько стандартных оконных конструкций, а затем внимательно изучили их «изнанку». Результаты оказались ужасающими: помимо того, что практически везде были использованы тонкостенные профили класса «Б», в значительной части конструкций было использовано армирование из черного металла, по размерам и прочности приближающееся к фольге. Свариваемый уплотнитель был обработан с грубейшими нарушениями, страшно представить, что будет с этими окнами через пару-тройку лет. «Главное, что мы можем противопоставить демпингу и воинствующей безграмотности – это опыт и компетентность, – считает исполнительный директор VEKA Rus & Ukraine Александр Степаненко. – Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности VEKA на постсоветском пространстве было и остается просвещение потребителей и оконщиков относительно рисков некачественного окна, всемерное развитие оконной науки на основе кооперации с IFT Rosenheim».
Адресная реклама, направленная на просвещение всех групп потребителей, сочетающаяся с активной лоббистской работой на всех уровнях, – вот основной вектор развития VEKA в среднесрочной перспективе с точки зрения содержания коммуникационной стратегии. Не останется в стороне и такое важное направление, как развитие продукта – здесь мы готовы предлагать рынку как пилотные решения, опережающие актуальные сиюминутные потребности рынка, так и программы, ориентированные на решение самых острых насущных проблем. На сегодняшний день VEKA обладает, пожалуй, самой развитой ассортиментной палитрой в отрасли – это дает нам все основания для того, чтобы чувствовать себя уверенно, независимо от того, как чувствует себя оконный рынок в целом.
|