Deutsche Post – реалии ближайшего будущего в фасадном остеклении
08-05-2009
Просмотров: 10646
Широко известный американский архитектор Хельмут Ян последние 10 лет активно воплощает весьма неординарные идеи на своей исторической родине – в Германии. Все без исключения сооружения этого выдающегося мастера, которые можно назвать скульптурами, отличаются неповторимым почерком: созданные из стекла, они величественны и несколько холодны, их формы классически просты, однако весьма динамичны и воплощают футуристическое упоение автора новейшими техническими достижениями. Одно из последних детищ знаменитого архитектора – уникальное сооружение Deutsche Post Tower в Бонне – даже суровые критики признали воплощением решений, которые будут определять типологию офисных зданий на ближайшие десятилетия.
Однако история реализации проекта этого уникального современного архитектурного шедевра из стекла весьма непроста. Как и полагается в таких случаях в цивилизованном мире, сначала был проведен конкурс на лучший проект, в котором принимали участие 347 архитектурных бюро. Конкурс был двухступенчатым, и в результате первые места были распределены между тремя участниками, два из которых – из Германии (Paul Bohm; Joachim Schormann – оба из Кёльна, соответственно 1-е и 2-е места), а третий – из США (Jahn/Murphy, Чикаго). Однако заказчик – концерн Deutsche Post, не преминув воспользоваться собственным правом выбора, отдал предпочтение проекту Хельмута Яна несмотря на то, что многим специалистам в области архитектуры он казался слишком футуристичным, а значит, сложным. Поэтому с их стороны решение представителей концерна не могло не вызвать волну критики.
Но несмотря ни на что в ноябре 1998 года проект главного здания концерна Deutsche Post был утвержден к реализации! Как нам кажется, все же нельзя не проанализировать причины, из-за которых проект был поддан столь жестокой критике со стороны довольно большого числа специалистов в области строительства и архитектуры. А для этого сначала следует в общих чертах рассказать, что представляет собой Бонн и, безусловно, его архитектура и ландшафт.
Бонн, хоть он и был в свое время столицей Западной Германии (после окончания Второй мировой войны и вплоть до 1990 года, когда Западная и Восточная Германии объединились в единое государство), все же ни по масштабам, ни по архитектуре, ни по жизненной динамике нельзя сравнивать с таким крупными немецкими городами, как, к примеру, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Мюнхен, Ганновер или Штутгарт.
Бонн – небольшой уютный и тихий городок, даже несколько провинциальный, коих в Германии великое множество, с плавной размеренностью жизни, ничем и никем не поколебимыми и, даже можно, наверное, сказать, патриархальными бытом и устоями его обитателей.
Общие данные
Объект: Post Tower
Расположение: Platz der Deutschen Post, 5313, Bonn
Заказчик: Deutsche Post AG
Руководители проекта со стороны заказчика: Franz Werner Nolte, Hans Peler Kroll, Karin Lehmarin, Peter Mangelkoch, Uwe MoogАрхитекторы: Helmut Jahn, Sam Scaccia, Steven Cook, Gordon Beckman, Forgo Lykourgiotis, Oliver Henninger, Bo Nielsen, Ingo Jannek, Andreas Hell, Frank Weingardt, Charles Bostick, John Manaves, Jоrgen Schreyer, Andrea Seegers, Wolfgang Scherer, Ronald Wulle, Wolfgang Bauer, Chris Berger, Scott Becker, Dieter Zabel
Архитектурное бюро: Murphy/Jahn, Inc., Чикаго
Конструктивное проектирование: Werner Sobek Ingeneure, Штутгарт.
Конструкторы: Werner Sobek, Dr. Wolfgang Sundermann,Christoph Dengler, Fabian Friz, Dr. Sigurdur Gunnarsson, Holger Hinz,Heike Myland, Sabine Roger, Ute Schenk, Daniela Schlageter
Энергетическая и климатическая концепция: Матиас Шулер, Transsolar Energietechnik GmbH
Инженерное обеспечение: Brandi Consult GmbH
Ландшафт: Peter Walker & Partners.
Архитекторы: Gotfried Hansjakob, Wolfgang Roth
Менеджмент проекта: Prof. Weiss & Partner
Консультант по фасадам: DS-Plan
Консультант по строительной физике: Horstmann + Berger
Консультант по технике пожарной безопасности: ВРК
Геологическая экспертиза: Jessberger + Partner
Генеральный подрядчик: Deutsche Post Bauen GmbH (дочернее предприятие)
Экспликация:
1. Лестнично-лифтовые узлы, выполняющие роль несущих стволов
2. Стеклянная площадка лифтового холла
3. Пространство атриумов
4. Офисные помещения
5. Блок санузлов
Фрагмент 1
Остекление внешней стены атриума:
1. Внешняя часть остекления
2. Ребра жесткости конструкции
3. Металлическая балка. Места крепления конструкции остекления.
4. Несущие дугообразные балки стеклянного перекрытия
Городок расположен на берегах не менее тихого и спокойного Рейна, который лениво и поэтому почти совсем незаметно несет свои воды в Cеверное море.
Однако к началу 70-х годов прошлого века к югу от исторического центра Бонна, на полпути к примыкающему вплотную к городу курорту Бад-Годесберг все же начал формироваться район правительственных и культурных учреждений. Для этого района бывшей столицы характерна двух- и трехэтажная свободная застройка, органично вписывающаяся в ландшафт, образуемый мягкими зелеными холмами, расположенными вдоль берегов тихой реки с ее абсолютно зеркальной поверхностью. Расслабленность и живописность в сочетании с высокой комфортностью – пожалуй, наиболее подходящие определения для этой антиурбанистичной среды, над которой в конце 60-х годов все же выросло тогда еще единственное 114-метровое здание, прозванное боннцами за свою высоту "Длинный Ойген".
Диаграмма воздействия на микроклимат помещений двойного стеклянного фасада. Система охлаждения воздуха из межстекольного пространства при прохождении мимо труб с холодной водой.
В 70–80-х годах, когда возможность объединения Германии не могла присниться ни высокопоставленному немецкому политику, ни, тем более, бюргеру или простому обывателю даже в самом прекрасном сне, разрабатывалось немалое количество планов по развитию этого квартала.
Проект высотного здания концерна Deutsche Post, безусловно, возник на этой волне, однако стал единственным из реализованных, потому что через год после начала строительства столица Германии была перенесена из Бонна в Берлин. Тогда привлекательность Бонна для крупных инвестиционных проектов значительно снизилась.
Известный архитектор Хельмут Ян никогда не скрывал программной внеконтекстуальности своей архитектуры, однако при разработке проекта для Бонна он максимально отошел от этой позиции. Уже первые наброски архитектора показывают, что здание Deutsche Post максимально гармонирует с находящимся с ним на одной оси вышеупомянутым высотным зданием, выстроенным в 1969 г. по проекту Э. Айермана и прозванным боннцами "Длинный Ойген".
Проектируемое здание должно было не столько создать новый градостроительный ансамбль, сколько сохранить существующий живописный ландшафт с малоэтажной застройкой. Хельмуту Яну в сотрудничестве с инженером Вернером Зобеком и ландшафтными архитекторами из бюро Peter Walker & Partners удалось справиться с этой задачей. За счет трехэтажного здания конференц-зала, многочисленных пандусов, лестниц и переходных площадок, соединяющих цоколь башни с парком и спуском к реке, мягкой округлости форм и отражающих небо стеклянных поверхностей Post Tower, скорее, сливается, а не диссонирует с пейзажем. Создание столь органичной, столь "недоминантной" высотной доминанты можно считать большой градостроительной удачей Хельмута Яна.
Как указывалось выше, заказчик этого высотного офисного здания – Deutsche Post, один из крупнейших и самых успешных немецких концернов – поставил перед архитекторами конкретные задачи. Они заключались, прежде всего, в том, что данное здание должно соответствовать современным требованиям в отношении технологического обеспечения и комфортности рабочих мест, однако при этом быть экономичным в потреблении энергии и расходах на эксплуатацию.
Дополнительные лестницы выполнены по той же конструктивной схеме, что и мостики-переходы
Как известно, высотное здание – всегда объект престижа с ярко выраженной репрезентативной функцией. Оно, как правило, демонстрирует не только вкус, но и уровень амбиций его заказчика. А создать здание для будничной офисной работы, которое при этом стало бы не только новым символом города, но и корпорации – задача непростая.
КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Фундамент:
несвязанный свайно-плитный, с монолитной железобетонной плитойтолщиной 3,5 м и 60 сваями высотой до 15 м.
Несущие конструкции:
в каждом из полукружий башни расположено по два бетонных ядра жесткости с толщиной стен до 0,8 м, по периметру – 19 связующих стальных опор (их диаметр сужается с 0,76 м в нижних этажах до 0,406 м в верхних). Через каждые 9 этажей бетонные ядра соединяются диагональными крестообразными стальными связями. На середине высоты здания расположена техническая зона с диагональными ребрами жесткости (каркас стальной), соединяющими ядра с опорами по периметру. Обе полукруглые части соединены в середине – в зоне лифтов – стальными дугообразными балками до 0,12 м высотой до 0,4 м, на которые опираются конструкции стеклянных мостков-переходов.
Перекрытия:
железобетонные кассетированные перекрытия толщиной 0,28 м.
Специальные конструкции:
потолки и полы зимних садов выполнены из многослойного матового стекла с антискользящим покрытием, положенного на Т-образные металлические профили.
Фасадные конструкции:
двойной стеклянный фасад (double skin), обе плоскости выполнены из однослойного прозрачного стекла. Солнцезащитные жалюзи интегрированы с внутренней стороны второго фасада.
ИНЖЕНЕРИЯ
Отопление, водоснабжение:
общая длина труб, проложенных в перекрытиях, составляет 210 км.
Вентиляция и кондиционирование:
в полу расположены приборы децентрализованной подачи воздуха и вентиляции FSL фирмы TROX.
Противопожарная безопасность:
по периметру каждого этажа размещена эффективная спринклерная система. Стальные опоры по периметру состоят из стального ядра и 6-миллиметровой стальной оболочки, заполненной бетоном. Четыре лестничные клетки, находящиеся в бетонных стволах жесткости, оснащены системами подпора воздуха и используются как пути эвакуации. Для подъема пожарников предусмотрены специально огнезащищенные грузовые лифты.
В целом, абсолютно уникальное здание концерна Deutsche Post представляет собой башню высотой 162 м, которая включает 41 наземный и 5 подземных этажей с гаражами и техническими службами. Ориентация по оси запад-восток, а также аэродинамичная форма комплекса позволили максимально снизить ветровые нагрузки на сооружение. Deutsche Post состоит из двух самостоятельных полукруглых башен, отстающих друг от друга на 7,4 м. Эта семиметровая буферная зона между двумя полукружьями объединена с запада и востока сплошным остеклением. В центре ее находятся поэтажные стеклянные мостики-переходы с площадками для 12-ти панорамных лифтов. Лифты делятся на rpyппы, обслуживающие нижние и верхние этажи, и управляются компьютером. Пространство между башнями поделено на пять 9-этажных атриумов зонами отдыха для сотрудников. За счет этого остекленного буфера все внутренние помещения в обеих башнях, обращенные окнами в атриумы, постоянно обеспечены дневным светом, что позволяет почти на 30% снизить потребление электроэнергии в здании. Сквозь 7-метровый разрыв башня просматривается насквозь.
Суперлегкие фасадные конструкции здания были разработаны Вернером Зобеком, одним из ведущих немецких инженеров. Сегодня он не только ведет серьезную исследовательскую работу, включая в архитектурные проекты новейшие материалы и конструкции (помимо работы в собственном инженерном бюро, с 1991 года он возглавлял факультет инженерного проектирования в университете в Ганновере, а с 1995 – ректор факультета легких несущих конструкций и руководит лабораторией конструктивной инженерии в университете Штутгарта), но и относится к инженерии как искусству. Для него важна не только функциональность, но и эстетическая сторона конструкции, что в общих с X. Яном проектах приобретает главенствующую роль. Своему совместному творчеству Ян и Зобек даже нашли оригинальное определение – archineering (объединяющее архитектуру и инженерию).
Вот что рассказывает Х. Ян о своем уникальном проекте: "Конкурс на здание Deutsche Post был открытым, и нас пригласили в нем участвовать. Первоначально я не был уверен, стоит ли нам это делать. В конце концов, в нем участвуют сотни людей, и в этом случае можно полагаться только на удачу. Тем не менее, я решил за это взяться, и тогда Вернер Зобек сказал мне: "Будь осторожен, там есть Зибенгебирге (это небольшой горный хребет на правом берегу Рейна)". Я этого, конечно, не знал. Он посоветовал сделать что-то мягкое. Одна фраза – "что-то мягкое" – предопределила успех этого проекта. Ему присуща некая уравновешенная пластичность, почти лиричность. Несмотря на высоту, башня не подавляет.
Уникальность "Пост Тауэр" заключается в максимальном использовании дневного света, естественной вентиляции и солнечной энергии, а также в идее, что оболочка здания способна моделировать климат. В результате получилось здание, соединяющее High Technology и Low Energy. Форма, пространство, функции, материалы, конструкции и техника взаимодействуют друг с другом и определяют единую концепцию. Это как раз подтверждение моей мысли о том, что хороший инженер думает, как архитектор, и наоборот".
Точка зрения гениального архитектора абсолютно гармонична высказыванию не менее гениального инженера Вернера Зобека: "Архиниринг – это создание конструкций в их взаимосвязи с природой, техническим прогрессом и эстетикой. Он основан на экологическом мышлении, благодаря которому здания потребляют минимум энергии и техники в сочетании с максимальным комфортом. В отношении включения в градостроительный контекст функционально, технически и по степени комфортности "Пост Тауэр" определяет новый тип высотного офисного здания. Это стало возможным за счет до сих пор недостижимого слияния архитектуры и инжиниринга, за счет абсолютного взаимодействия и взаимопонимания всех участников проектировочного процесса уже на самых ранних его стадиях".
Стекла фасадных конструкций здания Deutsche Post объединены тончайшими стальными профилями в 9-этажные структуры, крепящиеся на стальных консолях к плитам перекрытий атриумов. Для того чтобы при всей своей гибкости конструкция была достаточно прочной и ветроустойчивой, она соединяется с внутренним остеклением закрепленными на шарнирах стальными тягами. Подвижность этих креплений позволяет стеклянным панелям слегка двигаться под влиянием ветра, не разбиваясь. По боковым сторонам остекление каждой полукруглой башни продлено на три фасадных элемента, что значительно снижает ветровые шумы.
Инженерное оборудование, расположенное между внутренними и внешними стеклянными оболочкам системы double skin
В башне Deutsche Post применена система двойного фасада double skin, являющаяся составной частью энергосберегающей концепции, разработанной Матиасом Шулером. Внешние северный и южный фасады решены по-разному, что не сразу бросается в глаза. На южном фасаде стекла шириной 1,5 м крепятся с легким наклоном – под углом 8°, за счет чего создается зазор для доступа свежего воздуха. На северном фасаде стекла расположены без наклона, но с вертикальными воздушными клапанами. Расстояние между двумя стеклянными оболочками составляет 1,7 м на южном фасаде и 1,2 м – на северном. Двойные фасады позволяют не только сократить энергозатраты на освещение, но и, благодаря естественной системе вентиляции, сэкономить полезную площадь здания. Таким образом, нет необходимости в размещении отдельных воздухоотводов, кондиционеров, охладительных установок. Зимой зона между фасадами служит воздушным буфером, препятствующим выходу тепла наружу. Летом накопленный за ночь холодный воздух распространяется по всему зданию. Зимой здесь затраты на отопление на 20% ниже, чем в аналогичных высотных зданиях с традиционными системами отопления и вентиляции.
Еще одной уникальной особенностью сооружения "Пост Тауэр" является использование грунтовых вод. Для водоснабжения отопительно-охладительной системы в здании используются два собственных источника, которые поставляют в нагреватели/охладители до 130 л воды в секунду. Отсюда вода поступает в 210-километровую водопроводную систему – трубы с водой проложены внутри бетонных межэтажных перекрытий, за счет чего осуществляется охлаждение или нагрев воздуха. Эта система позволяет снизить затраты энергии почти на треть. Бетонные плиты в жару охлаждаются холодной водой, за счет этого отпадает необходимость в дополнительном поддуве холодного воздуха. Это также позволяет отказаться от подвесных потолков. За счет применения новейших технологических достижений происходит не усложнение всей системы, а упрощение – возвращение к изначальным структурам и схемам. Вместо скрытых в толще потолка вентиляционных систем и воздухоотводов, столь характерных для высотных офисных зданий прошлых десятилетий, здесь с успехом используются открывающиеся окна, самоохлаждающиеся потолки и локально регулируемые нагревательные приборы.
Вентилирование здания происходит за счет 2000 приборов FSL, расположенных между двумя фасадами, которые всасывают поступающий извне (через клапаны наружного фасада) воздух, кондиционируют его и направляют во внутренние помещения. Оттуда воздух из офисных помещений направляется для отопления атриумов. Помимо вентиляции, эти приборы позволяют регулировать также температуру воздуха в офисах. Они находятся в межэтажных перекрытиях по периметру здания и позволяют в расположенных вдоль фасадов офисах индивидуально регулировать проветривание, отопление и охлаждение. Размещение приборов, контролирующих внутренние климатические условия в конструкции пола, позволило сократить высоту этажей в здании, а также отказаться от размещения центральной диспетчерской.
Наряду с энергосберегающей концепцией, гибкостью в использовании и высоким комфортом рабочих мест, концерн Deutsche Post выдвигал требование создания "умных" бюро, оборудованных на уровне завтрашнего дня. Так, для реализации вариабельного деления пространств было предложено децентрализованное использование инженерных систем и оборудования. Это позволяет по мере необходимости создавать малые или большие помещения, избегая при этом перекладывания проводов и кабелей. Ни в одном офисе нет выключателей, вентиляторов или батарей отопления. При помощи электронной идентификационной карточки каждый сотрудник обладает определенными возможностями: он может попасть в лифт, свой офис или помещения, к которым имеет доступ. Так, входя в бюро, сотрудник нажимает на кнопку, регистрирующую его присутствие, после чего автоматически включаются запрограммированные показатели температуры воздуха, освещенности и т.д. При необходимости световые сенсоры автоматически оптимизируют расположенные в потолке светильники и солнцезащитные жалюзи. Сотрудники могут регулировать все эти показатели и индивидуально.
Все здание управляется сложнейшими электронными системами, расположенными в технической зоне – на уровне 21-го этажа, а также на 1-м, 4-м и 5-м подземных этажах. Компьютеры заботятся о том, чтобы функции вентиляции, солнцезащиты, отопления, охлаждения и освещения оптимально соответствовали друг другу. Однако уже в процессе эксплуатации выяснилось, что условия, создаваемые в южной башне, не подходят для северной – в то время как "южане" боролись с жарой, "северяне" отчаянно мерзли. На то, чтобы все системы идеально подстроились друг под друга и обеспечивали оптимальный режим для каждой башни, понадобилось порядка полутора лет.
Отсутствие необходимости размещения на верхних этажах "Пост Тауэр" традиционных агрегатов для технического оснащения здания позволило расположить на крыше комплекса эффектный стеклянный пентхаус выгнутой формы, в котором находятся приемная и конференц-зал правления концерна. Поставленный на выложенной деревянными панелями крыше, защищенной от ветра 11-метровым стеклянным фасадом, он подобен незаметно приземлившейся легкой и изящной летающей тарелке. С этой террасы, украшенной кадками с растениями и стальными мостиками-переходами, открывается великолепная панорама на расположенные вдоль Рейна Бонн и соседствующий с ним Кёльн с его исторической вертикальной доминантой – Кёльнским собором.
Фото: ANDREAS KELLER, ZOOEY BRAUN, HANS GEORG ESCH
Автор: Специализированное издание оконного производства СКВО
Deutsche Post – реалии ближайшего будущего в фасадном остеклении.
При использовании информации, ссылка (для интернет публикаций – гипперссылка) на www.OknoGrad.com.ua обязательна!
Администраторы не несут ответственность за содержание информации, которую размещают пользователи ресурса.