Монастырь Санта-Каталина де Сиена в провинции Валенсия по проекту Педро Эрнандеса Лопеса и Hernández Arquitectos.
Католическая церковь – институт хоть и старинный, но обладающий колоссальными адаптивными механизмами, которые позволяют ему каждую эпоху сделать своей – собственной во всех отношениях, в том числе и в отношении зодчества. Современной католической архитектуре просто быть современной, не вступая в конфликт с традицией. Несмотря на то что Церковь уже много столетий назад перестала быть основными заказчиком и потребителем архитектуры, храмы и монастыри продолжают возводиться, и церковное возведение XX–XXI веков – это обширная и увлекательная глава в истории современного зодчества.
На первый взгляд, новый монастырь Св. Екатерины Сиенской в городке Патерна в провинции Валенсия, построенный взамен обветшавшей старой обители для доминиканских монахинь представляется абсолютно неомодернистским строением: минимализм, продуманная геометрия лаконичных объемов, обширные остекленные плоскости, асимметричное расположение проемов на фасадах, элегантное распределение световых потоков, применение бетона и других «новых» материалов. Минималистична – и оттого «современна» – в том числе и ландшафтная композиция клуатра.
В условиях запрета на декор основным одухотворяющим началом архитектуры доминиканского ордена стал свет. В Валенсии прямоугольные разрезы окон в церкви заставляют его ложится ровными прямоугольниками на белоснежный потолок, пространство наполняется рефлексами, отраженными полированными мраморами полов и стеклянными поверхностями.
Избегнув историзма и цитирования, зодчий Педро Эрнандес Лопес и его бюро Hernández Arquitectos чрезвычайно точно воссоздали исконный дух доминиканской архитектуры: пустоту и чистоту, в которой протекает созерцательная жизнь современных монахинь, эту жизнь без излишеств.
|