Победителем конкурса на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки стала парижская виртуозная Moreau Kusunoki Architectes. Напомним, что этот открытый международный конкурс стал одним из крупнейших строительных событий последних лет: на 1-ый тур было подано 1715 проектов. Одновременно, он вызывал немало критики – как общей, направленной на культуру «иконических» зданий, не связанных с контекстом и без продуманной функции, на погоню за «эффектом Бильбао», но и более конкретной. Многим жителям Хельсинки, как архитекторам, но и широкой публике, не было ясно, что даст их городу здание филиала международной музейной сети, для которого выбрали чрезвычайно заметное место – в историческом центре, в Южной гавани около причалов круизных лайнеров и паромов. Отдельное возмущение вызывала сумма, в которую проект обойдется городку Хельсинки. В результате, был даже организован альтернативный конкурс.
В такой ситуации неудивительно, что жюри «официального» конкурса выбрало чрезвычайно сдержанный, «уважительный», по их словам, проект юных зодчих из Парижа Николя Моро и Хироко Кусуноки под лозунгом «Умение в городке» (GH-04380895). Они видят музей как серию павильонов с фасадами из почти черного жженого дерева – невысоких и не бросающихся в глаза. Их свободное расположение предполагает как разные сценарии применения, но и интеграцию в существующую уличную сеть и общественную жизнь центра Хельсинки. Людские потоки смогут проходить через музей, огибая павильоны, при этом свободные по их словам, проект молодых архитекторов из Парижа Николя Моро и Хироко Кусуноки под девизом «Искусство в городе» (GH-04380895). Они видят музей как серию павильонов с фасадами из почти черного жженого дерева – невысоких не бросающихся в глаза. Их свободное расположение предполагает как разные сценарии использования, но и интеграцию в существующую уличную сеть и общественную жизнь центра Хельсинки. Людские потоки смогут проходить сквозь музей, огибая павильоны, при всем этом свободные пространства между ними можно будет принимать на вооружение для выставок и других мероприятий. Вмести с этим, архитекторы продумали и единый маршрут осмотра, которому не мешает разделение музея на корпуса.
Единственная «знаковая» часть строения – это башня-маяк со смотровой террасой наверху. В остальном, жюри описывает проект как «разбитый на части, не иерархичный, горизонтальный кампус», отмечая, что проект гибок и сможет подстроиться под меняющиеся с годами нужды кураторов и посетителей. Среди направлений доработки проекта названы проблема вертикальной циркуляции, функция основной лоджии и система кровли.
|