В 2013 году, задолго до строительных работ парка Зарядье, команда строительного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
По сути задача у «Сити-арх» была еще более нетривиальная: выделенный для строительных работ музея участок мало того, что одной границей всего на 300 метров удален от памятника архитектуры федерального значения – ансамбля зданий Ново-Иерусалимского монастыря, так к тому же другая его граница пересекает холмистые берега Истры. Понадобилось учитывать угрозу подтопления – и построить внутри обваловки дамбу высотой 4 м.. Так же как и подчиниться множеству других ограничений, прежде всего жестким ограничениям высоты, основанным на результатах визуально-ландшафтного анализа. На 4 гектарах требовалось разместить 28 000 м2 музейных площадей, поэтому часть выставочных площадей принято решение было поместить ниже значения грунта.
Но и вышло, что, с одной стороны, здание располагается выше грунтовых вод и возможного значения речной волны, а с другой - вписано в ландшафт, превращено в искусственный холм высотой 12 метров. Корпуса музея, которые и составляют существенную часть холма, в буквальном смысле распластаны по его периметру. А внутрь незамкнутой трапеции вписан смысловой центр композиции – чаша с выставочными галереями вдоль стен и большой круглой площадью в центре. Чаша двора кажется образно-смысловой парой огромного шатра над кувуклией, главного символа подмосковного Нового Иерусалима патриарха Никона – конус музейной площади повторяет ее «наоборот»: пустота вместо объема, уступ вместо выступа, хотя тот же круг-кольцо обхода около и тот же тип композиции, вытянутой с востока на запад.
|