Как журналист, я никогда не занимался оконной темой - других было предостаточно. Но где- то около трех лет назад мне регулярно стали поступать заказы на так называемую "джинсу", то есть на статьи, носящие скрытый рекламный характер. Эти заказы были и раньше, но именно в последнее время выросла доля тех, кто прямо или косвенно занят оконным бизнесом.
Поскольку я не привык писать о том, о чем не имею никакого представления, пришлось посвятить определенное время изучению таких ранее неведомых слов, как «импост», «штапик», «зачистная фреза» и т.д. Все это оказалось достаточно интересным. Удивляло только одно, а именно - рекламная активность изготовителей профиля была, за некоторым исключением, существенно более заметной, чем изготовителей конечного продукта - окон. Мне, человеку со стороны, это показалось странным. Тогда я провел с помощью Интернета ряд исследований, а также пообщался с самыми разными профилистами.
Производителей и поставщиков профильных систем сегодня в России более чем достаточно.
Разнообразна предлагаемая ими продукция, различны стратегии продвижения на рынке. Конкурентная насыщенность сегодня предельно высока, и то, что политики испытывают раз в четыре года, во время выборов, игроки свободного рынка переживают каждый день. И это хорошо, потому что именно конкуренция заставляет производителей и продавцов снова и снова искать оригинальные формы и методы борьбы за потребителя, именно конкуренция не позволяет им останавливаться на достигнутом, и именно она служит стимулом к непрерывному творческому поиску.
Этот поиск может выглядеть по-разному. Один из наиболее распространенных путей, имеющий, впрочем, мало общего с творчеством, - это попытка любой ценой снизить себестоимость продукции. Сделать низкую цену одним из главных конкурентных преимуществ. И хотя на практике часто случается, что этот аргумент оказывается единственным, для некоторых компаний он наиболее понятен и осязаем и максимально прост. И в самом деле, зачем утруждать себя инженерной разработкой сложных систем, если их можно скопировать, лишь слегка изменив в них несколько малозначительных деталей. Переработчик, особенно тот, чей бизнес еще сравнительно молод, вначале может и не заметить разницы. Он будет искренне рад, получив за сравнительно небольшие деньги совместимую с известной маркой систему. Действительно, приятно получить «Мерседес» по цене девятки, даже если родство ограничено схожестью формы кузова. Оставим в стороне этический аспект этого вопроса. Рано или поздно технологическая незрелость такой системы неизбежно себя проявит. И, скорее всего, довольно рано.
Впрочем, для того, чтобы сделать дешёвую профильную систему, совсем необязательно заниматься, мягко говоря, заимствованием чужих ноу-хау. Можно попытаться сэкономить на чем-нибудь другом. Например, на оснащении лаборатории, где контролируется качество готовой продукции. Или на инструменте. На ассортименте артикулов. А можно попробовать то, к чему серьёзные производители профиля шли долгие годы, сделать быстро и недорого, скажем, подобрать рецептуру смеси. На сэкономленные таким путем деньги можно дать рекламу, и тогда по прошествии некоторого времени останется только подсчитать прибыль.
Все это так, но вот только сухая статистика неумолимо свидетельствует - доля потребления профилей, находящихся в нижнем ценовом сегменте, постоянно сокращается, причем во всех регионах, хотя и в разной степени. Еще одна тенденция - для все большего числа потребителей определяющим критерием при покупке окна является профильная марка. Не марка производителя, и даже не цена. С одной стороны, это не совсем логично, поскольку профиль - всего лишь полуфабрикат. С другой - совершенно понятно и объяснимо. И мое удивление по поводу несоразмерности рекламных усилий профилистов и переработчиков быстро ушло.
Недолгие годы российского оконного рынка научили потребителя одной простой вещи: профильная марка означает гораздо больше, чем просто этикетка для белых пластиковых палок. За профильной маркой скрыта технологическая культура производителя, качество его инженерных разработок, опыт работы на различных рынках, целый конгломерат опыта и знаний тонкой химической технологии, экструзионного производства, маркетинга и многого другого. Это богатство марки неизбежно сказывается и на переработчике системы. Что, впрочем, ни в коем случае не означает, что единственным условием успеха компании является поставщик качественных комплектующих. Просто делая выбор в пользу профильной системы, многократно апробированной в самых разных условиях и на самых различных рынках, технологически зрелой и инженерно развитой, переработчик, во-первых, минимизирует свои риски в области качества, а во-вторых, получает доступ к целому спектру самых разнообразных сервисных услуг, которые дешевый профилист предложить не может. А зачастую - просто не желает. Дорогие, а точнее, качественные профилисты, наоборот, как правило, делают акцент на постоянном расширении сервисных предложений для своих клиентов - потому что для них определяющим является стратегический успех, а не быстрый заработок.
Не знаю, насколько мои впечатления соответствуют реальному положению вещей. Ясно только одно - определяющим для потребителя начинает становиться качество продукта, опосредованным гарантом которого является профильный брэнд. И успех переработчиков будет зависеть от того, насколько раскручена марка их поставщика. И как они этим пользуются.
|